Сочинения по литературе
 

Стилистический анализ стихотворения в прозе "Собака"


Собака.
Нас двое в комнате: собака моя и я.На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но
я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами
нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз
устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к
другой.
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» Данное произведение
входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ
автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления
о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его
собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно
взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова
«смерть» , «жизнь» , «огонек» (в значении «жизнь» ) , «конец» . В произведении можно выделить
следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря» ) , собака.
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый
отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная,
неистовая буря» . Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также автор
олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая»
, «без слов» . Другое олицетворение — чувство «живет» . Тургенев сравнивает жизнь живого существа
с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный» .
Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она
предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит» , «махнет» (метафора) на
огонек жизни «холодным широким крылом» . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как
отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»
(метафора) .
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза» , «она сама себя не понимает — но я
ее понимаю» , «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар» . Во втором случае повторение
глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую
связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по
смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии.
Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются
плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность
жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте
несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же
огонек, одна и та же жизнь) .
Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие
и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и
«животное» . По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление
человеку» .
Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств
экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется
эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном
и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.» Другим примером экспрессивного
синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим
холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в
предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» Синтаксис в данном
произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не
понимает – но я ее понимаю» . Восклицания используются для усиления напряженности, они
заключают в себе особую экспрессию.
«И конец!» — подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не
человек меняются взглядами…» — восклицательный знак используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики:
риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» . Данный
вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем
при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом
Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.
Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется» . В данном
случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению